ПРЕДИСЛОВИЕ ЭЛИЗАБЕТ КЮБЛЕР-РОСС
Книга "Человек перед лицом смерти" -- новейшая из многочисленных
недавних публикаций в области танатологии, переживающей сейчас расцвет.
Данная работа, однако, существенно отличается от остальных, -- ей обеспечено
место в библиотеке каждого, кто серьезно пытается разобраться в сущности
феномена, называемого "смертью".
Эту книгу должны прочитать как все, интересующиеся психосоматической
медициной и ее взаимосвязями, так и занимающиеся вопросами клинического
использования психоделического опыта. С точки зрения содержания, работа
подобна ящику Пандоры. Здесь же вы найдете и добротный исторический обзор
проблемы. Автор книги, ныне ставший известным и талантливым писателем,
одновременно является блестяще эрудированным исследователем. Он фактически
совершит с вами волнующее путешествие, в котором произойдет встреча с
египетской "Книгой мертвых";
вы узнаете о переживаниях людей, принимавших ЛСД, и о возможном
приложении этого опыта; о чувствах, испытываемых утопающими и другими
жертвами несчастных случаев, которые были близки к смерти. Все это
сопровождается изложением многочисленных и отличающихся друг от друга точек
зрения, а также теоретических интерпретаций субъективных переживаний
процесса умирания. Появление подобной книги уже давно ожидалось в нашем
обществе, ориентированном на потребление наркотиков и иных сильнодействующих
препаратов.
Как заявляет С. Гроф переживания умирающих крайне разнообразны. Их
диапазон очень широк: от абстрактных до эстетических, от вторичного
проигрывания травматических и положительных детских воспоминаний и
происшествий, связанных со
смертью и возрождением, до глубоких изначальных (архетипических) и
трансцендентальных форм сознания.
Данное исследование отнюдь не является обзором случаев столкновения
человека со смертью, -- обычным переживаниям умирающих посвящена лишь
незначительная его часть. Оно почти полностью написано человеком, чей
истинный вклад в науку -- это осознание роли галлюциногенов и измененных
состояний психики вкупе с более ясным представлением об их пользе и путях
применения, а также выработка особого подхода к переходному периоду,
называемому смертью. Автор изучает феномен боли и его изменение под влиянием
ЛСД; его интересует трансформация психики у несостоявшихся самоубийц после
прыжка с моста "Золотые ворота"*; он исследует изменение шкалы ценностей у
индивидов, побывавших "по ту сторону" -- либо посредством применения
наркотиков, либо в результате спонтанного космического переживания, либо
вследствие тесного соприкосновения со смертью.
Интересно отметить, что из 35540 случаев "посмертного опыта",
исследованных Карлисом Осисом, лишь десять процентов умирающих были в
сознании в последний перед наступлением смерти час. Я придерживаюсь мнения,
что устоявшаяся практика "напичкивания" пациента лекарствами в предсмертные
часы является плохой услугой и ему, и его семье. Больные, не подвергавшиеся
в это время массированному воздействию различных препаратов, перед
наступлением момента ухода смогли испытать благословенное состояние,
вследствие которого обрели некое знание (а не просто веру) о присутствии
кого-то, ожидающего и любящего;
о существовании здесь (а не только где-то) мира и покоя; о благостности
и цельности -- состояния, полностью преодолевающего страх смерти.
Видение, где преобладает внечеловеческое содержание, также типично,
поскольку представляет внутреннюю фазу расставания пациента с земными
межличностными отношениями, что в свою очередь предшествует контакту с
"направляющей рукой", которая всем оказывает помощь при переходе с этого
плана существования на следующий.
Тех, кто потерял любимого человека в результате самоубийства, могут
утешить сведения о том, что люди, именно так соприкоснувшиеся со смертью, не
были впоследствии измучены чувством вины или стыда, которые мы склонны им
приписывать, -- скорее, у них появилась новая надежда и цель пребывания в
жизни.
Книга Грофа и Хэлифакс "Человек перед лицом смерти" вместе с первым в
данной области исследованием К. Осиса, а также опубликованными и
готовящимися к печати работами Раймонда А. Моуди, поможет многим скептикам
произвести переоценку своей позиции, поднять новые вопросы вместо того,
чтобы просто отвергать исследования жизни после физической смерти. Им
следует спросить себя: почему столь ничтожны различия в переживаниях этих
людей и почему постоянно повторяются определенные темы и мотивы в культурах
и религиях самых разных стран и эпох.